> Cobham: аппаратура дозаправки в полете Airbus A400M и A330MRTT
> ABB: устройства релейной защиты IED670
> МНИИРЭ "Альтаир": система управления корабельным ЗРК
> Фирма НИТА: авиационный бортовой транспондер АЗН-В
> НПП "ЭГА": системы управления авиадвигателями
> Northrop Grumman: беспилотник X-47B
> EADS: Eurocopter
> Smith Aerospace: Boeing 7E7 Dreamliner
> Ixfin Magneti Mаrelli: терминал автомобильной телематики
> NETGEAR: 24-портовый гигабитный коммутатор
> BAE Systems: инфракрасная телекамера SCC500
> KUKA Roboter: аттракцион Robocoaster
> NASA: марсоход Mars Exploration Rover
> ABB: промышленный робот IRB 6600
> MBARI: глубоководный исследовательский аппарат Tiburon
> ESA: микроспутник PROBA
> Другие Success Stories


Cobham применяет VxWorks/DO-178B в аппаратуре дозаправки в полете Airbus A400M и A330MRTT

В 2004 году корпорация EADS (European Aeronautic, Defence and Space), крупнейшее европейское и второе по величине в мире предприятие военно-промышленного комплекса, заключила стратегический контракт с компанией Wind River, по которому операционная система VxWorks и интегрированные пакеты "Платформы" компании Wind River становятся базовым программным обеспечением, применяемым в проектах корпорации EADS.

Недавно компания Wind River объявила о новом применении VxWorks. Испанское подразделение EADS-CASA, разрабатывающее военно-транспортные варианты самолетов Airbus, устанавливает на A400M и A330MRTT (Multi Role Tanker Transport) аппаратуру дозаправки в полете производства фирмы Cobham Air Refuelling. Бортовой компьютер RCU (Refuelling Control Unit) подкрыльных отсеков дозаправки Cobham 905E/A330MRTT и 908E/A400M работает под управлением сертифицируемой по стандарту DO-178A Level A операционной системы VxWorks/DO-178B.

Операционная система VxWorks/DO-178B применяется также в интерфейсном компьютере многофункциональной системы распределения информации MIDS (Multifunctional Information Distribution System), который является штатным оборудованием Airbus A400M и A330MRTT для обмена тактической информацией с кораблями и сухопутной техникой. в реальном масштабе времени при проведении военных операций.


ABB применяет VxWorks в устройствах релейной защиты IED670

Интеллектуальные электронные устройства релейной защиты ABB IED (Intelligent Electronic Devices) серии 670 предназначены для защиты высоковольтных электрических сетей напряжением до 800KV. Устройства ABB IED - одни из первых на рынке, полностью удовлетворяющие требованиям стандарта МЭК 61850 "Сети и системы связи на подстанциях".

В качестве центрального процессорного модуля в IED670 использован одноплатный CompactPCI-компьютер Kontron CP620 на базе микропроцессора PowerPC 750FX/GX. Специализированные интерфейсы ввода/вывода IED670 реализованы в виде мезонинных модулей PMC и PC-MIP.

Одноплатный компьютер Kontron CP620 работает под управлением операционной системы реального времени VxWorks фирмы Wind River. Для разработки встроенного ПО IED670 применяется среда разработки Wind River Workbench и интегрированный пакет Платформа общего назначения Wind River General Purpose Platform VxWorks Edition.

Подробнее об аппаратном и программном обеспечении IED670 можно прочитать в совместной статье Wind River и Kontron, опубликованной в июньском номере журнала Bus & Solutions (http://www.embedded-control-europe.com).


МНИИРЭ "Альтаир": система управления корабельным зенитно-ракетным комплексом

Морской НИИ Радиоэлектроники "Альтаир" (www.altair-navy.ru) - одно из ведущих предприятий оборонного комплекса России. Оно основано в 1933 году для создания и оснащения Армии и Военно-Морского Флота современными видами радиоэлектронного вооружения. Основная продукция МНИИРЭ "Альтаир" - зенитные ракетные комплексы (ЗРК) для кораблей ВМФ РФ и зарубежных ВМС.

Всенаправленный многоканальный корабельный зенитный ракетный комплекс "Штиль-1" (на фото) предназначен для поражения всех современных средств воздушного нападения на средних дальностях (до 32 км) и высотах полета целей от 5 м до 15 км. Комплекс, в зависимости от комплектации, обеспечивает одновременный обстрел от 2 до 12 целей.

Система управления ЗРК "Штиль-1" является распределенной по способу сбора, обработки информации и управления объектами и работает под управлением операционной системы реального времени VxWorks производства компании Wind River. При разработке системы управления применены магистрально-модульный стандарт CompactPCI формата 3U и процессорные модули на базе Intel Pentium-M.


Фирма НИТА: авиационный бортовой транспондер АЗН-В

Фирма "НИТА" (Новые Информационные Технологии в Авиации, www.nita.ru) основана в 1990 году и является одним из наиболее известных российских предприятий, специализирующимся на разработках и серийном производстве авиационного оборудования и программного обеспечения.

Одним из направлений деятельности НИТА является разработка и производство оборудования АЗН-В (Автоматического Зависимого Наблюдения Вещательного типа). Наземная базовая станция и бортовой авиационный транспондер АЗН-В были продемонстрированы на авиасалоне МАКС-2005 в действующем режиме, при котором обеспечивалось наблюдение за реальными полетами воздушных судов, участвующих в летной программе авиасалона. Данное оборудование предлагается для применения в различных проектах организации мониторинга наземного и авиационного транспорта, в том числе и в программе Правительства Москвы по организации авиатакси в Москве и Московской области.

Бортовой авиационный транспондер АЗН-В "Пульсар" (на фото), разработанный совместно с ГосНИИАС, работает под управлением операционной системы реального времени VxWorks, и встроенное ПО транспондера разработано с помощью инструментальных средств компании Wind River.

НИТА применяет следующие продукты Wind River:
- операционную систему VxWorks со средой разработки Tornado;
- оптимизирующий компилятор Diab;
- BDM/JTAG-адаптер visionICE с отладчиком visionCLICK;
- отладочную плата (reference design) на базе микропроцессора PowerPC.


НПП "ЭГА": системы управления авиадвигателями

Научно-производственное предприятие "Электронно-Гидравлическая Автоматика" (НПП "ЭГА", www.nppeha.ru) - ведущий российский разработчик систем автоматического управления (САУ) газотурбинных двигателей авиационного и наземного назначения. Большинство типов отечественной боевой и значительная часть гражданской авиации оснащены двигателями с системами управления, разработанными НПП "ЭГА".

В настоящее время предприятие проводит модернизацию САУ этих двигателей, что позволяет адаптировать систему к специфическим условиям эксплуатации в различных регионах мира. Для этого применяются высокопроизводительные микропроцессоры и современные средства разработки программного обеспечения.

Электронные САУ производства НПП "ЭГА" построены на базе микропроцессоров MC68332 и MPC555 компании Freescale (Motorola), а программное обеспечение разрабатывается с помощью инструментальных средств компании Wind River. "Объем встроенного программного обеспечения наших изделий увеличивается, его сложность возрастает, и средства разработки компании Wind River помогают повысить прозводительность разработки и отладки ПО и обеспечить его высокую надежность" - говорит Леонид Бондарев, заместитель главного конструктора НПП "ЭГА".

В НПП "ЭГА" применяются следующие продукты Wind River:
- оптимизирующий компилятор Wind River (Diab) Compiler;
- отладчик SingleStep с симулятором системы команд;
- JTAG-адаптер visionPROBE;
- отладочная плата (reference design).

В будущем планируется применение встраиваемой операционной системы реального времени VxWorks и интегрированного пакета Platform for Safety Critical, предназначенного для разработки ПО бортовых авиационных систем, подлежащих сертификации по стандартам RTCA/DO-178B и ARINC 653.


Northrop Grumman: беспилотник X-47B

Операционная система реального времени VxWorks и интегрированный пакет Platform for Safety Critical выбраны компанией Northrop Grumman в качестве базового программного обеспечения нового беспилотного летательного аппарата X-47B.

Беспилотник Northrop Grumman X-47B является частью программы J-UCAS (Joint Unmanned Combat Air Systems) - совместного проекта агенства DARPA (Defence Advanced Research Projects Agency), ВВС США и ВМФ США, объединяющего ранее раздельные проекты ВВС и ВМФ в один общий, предусматривающий создание беспилотного летательного аппарата наземного и морского базирования.

Интегрированный пакет Wind Rver Platform for Safety Critical предназначен для разработки авиационных бортовых систем управления, подлежащих сертификации по стандарту надежности программного обеспечения RTCA DO-178B. Пакет Platform for Safety Critical основан на операционной системе VxWorks/Cert - сертифицируемом варианте VxWorks


EADS: Eurocopter

Корпорация EADS (European Aeronautic, Defence and Space), крупнейшее европейское и второе по величине в мире предприятие военно-промышленного комплекса, заключила стратегический контракт с компанией Wind River. Операционная система VxWorks и интегрированные пакеты "Платформы" компании Wind River становятся базовым программным обеспечением, применяемым в проектах корпорации EADS.

Первым применением стал вертолет Eurocopter франко-германо-испанского консорциума Eurocopter Group, 100% акций которого принадлежат EADS. Программное обеспечение системы отображения полетной информации (на фото) для новых моделей Eurocopter гражданского Super Puma EC225 и военного Cougar EC725 разрабатывается с помощью пакета PLATFORM for Safety Critical, построенного на базе сертифицируемой по DO-178B Level A версии VxWorks - VxWorks/Cert.

Испанское подразделение EADS - EADS/CASA MTAD (Military Transport Aircraft Division), разрабатывающее военно-транспортные варианты самолетов Airbus, использует пакет PLATFORM for Safety Critical AE653 и сертифицируемую по ARINC653 версию VxWorks - VxWorks AE653 для разработки ПО системы дозаправки в полете для самолетов A330 MRTT (Multi Role Tanker Transport).

По стратегическому соглашению Платформы Wind River будут применятся различными подразделениями EADS в различных проектах. Корпорация EADS имеет готовой оборот 30.1 млрд Евро, 109000 сотрудников и владеет 80% консорциума Airbus, 100% группы Eurocopter, 43% программы Eurofighter, 75% космической компании Astrium и 37.5% ракетной компании MBDA.


Smith Aerospace: Boeing 7E7 Dreamliner

Инструментальный пакет PLATFORM for Safety Critical ARINC653 применяется компанией Smith Aerospace для разработки бортового программного обеспечения нового пассажирского лайнера Boeing 7E7 Dreamliner.

Пакет PLATFORM for Safety Critical ARINC653 предназначен для разработки ПО встраиваемых систем, сертифицируемых по стандартам надежности RTCA DO-178B и ARINC653. Пакет основан на cертифицируемой версии операционной системы реального времени VxWorks - VxWorks AE653 и удовлетворяет требованиям стандарта ARINC653 Supplement 1. Операционная система VxWorks AE653 управляет системой Common Core System, которая является основой бортовой авионики лайнера Boeing 7E7 Dreamliner. Всего Boeing планирует произвести 3,500 самолетов 7E7 в течении 20 лет.

Операционная система VxWorks AE653 и инструментальный пакет PLATFORM for Safety Critical ARINC653 применяются также компанией Smith Aerospace в программе модернизации бортовой авионики транcпортного самолета Boeing C-130. В рамках этой программы планируется включить в пакет PLATFORM SC ARINC653 поддержку сертификации по высшему уровню EAL7 согласно требованиям Агенства Национальной Безопасности США. Всего планируется модернизирвать около пятисот C-130, находящихся на службе в ВВС США.


Ixfin Magneti Mаrelli: терминал автомобильной телематики

Wind River PLATFORM for Car Infotainment применяется компанией Ixfin Magneti Marelli Sistemi Elettronici для разработки программного обеспечения бортового терминала "Telematics and Infotainment System" (на фото), который в настоящее время устанавливается на автомобили Alfa 147, Fiat Stilo, Fiat Ducato, Fiat Doblo, Fiat Ulysse, Lancia Phedra, Peugeot 307, Peugeot 807, Citroen C3, Citroen C5, Citroen C8, Maserati Spyder и Maserati Coupe.


NETGEAR: 24-портовый гигабитный коммутатор

Один из ведущих производителей сетевого оборудования компания NETGEAR выпустила новую модель управляемого коммутатора третьего уровня на 24 порта гигабитного Ethernet. Коммутатор GSM7324 (на фото) разработан с применением интегрированного пакета VxWorks Developer's Toolkit производства компании Wind River, что позволило NETGEAR выпустить на рынок новый продукт в кратчайшие сроки.


BAE Systems: инфракрасная телекамера SCC500

Корпорация BAE Systems, одно из крупнейших предприятий оборонного комплекса США, применяет в своих изделиях программные продукты компании Wind River уже более десяти лет. Новая разработка BAE - телекамера инфракрасного диапазона SCC500 (на фото), предназначена для использования в качестве ядра тепловизионных приборов военного и промышленного назначения. Для обработки теплового изображения в камере используются заказные БИС, а задачи общего управления возложены на универсальный микропроцессор, работающий под управлением встраиваемой операционной системы реального времени VxWorks производства компании Wind River.


KUKA Roboter: аттракцион Robocoaster

KUKA Roboter GmbH, один из ведущих мировых производителей промышленных роботов, открыл для робототехники новую область применения. Аттракцион Robocoaster (на фото) представляет собой манипулятор высотой 6.7 метра, катающий двух пассажиров в трехмерном пространстве со скоростью до 4.6 м/сек. Траектории задаются программно и могут иммитировать различные эффекты движения. Первые образцы Robocoaster установлены в парке Legoland.

Аттракцион Robocoaster (www.robocoaster.com) управляется промышленным PC-совместимым компьютером с программным обеспечением VxWin. Система VxWin представляет собой комбинацию двух операционных систем, Windows и VxWorks, работающих одновременно на одном и том же компьютере. Операционная система VxWorks выполняет задачи управления в реальном масштабе времени, а Windows используется для задач отображения и операторского интерфейса. Система VxWin работает в более чем 35000 промышленных роботах KUKA Roboter, установленных по всему миру, и имеет сертификат безопасности TUV.


NASA: марсоход Mars Exploration Rover

Восьмого июня 2003 года был произведен запуск новой миссии NASA на Марс – Mars Exploration Rover. И опять, как и в 1997 году в успешной миссии Mars Pаthfinder, робот-марсоход управляется встроенной операционной системой VxWorks производства компании Wind River.

Операционная система реального времени VxWorks – де-факто стандарт в космосе. Она применяется в миссиях NASA Pathfinder, Stardust, Mars Odyssey, Deep Space One, в спутнике PROBA Европейского Космического Агенства ESA, а также на челноке Lifeboat Международной Космической Станции.

Встроенное прикладное программное обеспечение марсохода Rover (на фото) разработано с помощью специальной версии инструментальной среды Tornado – Tornado for Mars Exploration Rover. На операционную систему VxWorks, управляющую прикладным ПО, возложены самые критичные задачи, как по перемещению марсохода по поверхности и сбору информации, так и по передаче этой информации на Землю.

По сравнению с марсоходом миссии Pathfinder, Rover намного более мобилен и может проходить в сутки до 40 метров. Всего марсоходов Rover будет запущено два и они достигнут Марса в январе 2004 года.


ABB: промышленный робот IRB 6600

ABB Robotics (www.abb.com/robotics) - крупнейший мировой производитель промышленных роботов и первая в мире компания, у которой парк установленных роботов достиг уровня 100,000 экземпляров.

С 1994 года ABB Robotics применяет встраиваемую операционную систему VxWorks компании Wind River. Новая модель IRB 6600 (на фото) не явилась исключением. В системе управления IRB 6600 применяется VxWorks, а сетевые продукты Wind River встроены в систему удаленного мониторинга робота SIS (Service Information System). Все применяемые продукты Wind River удовлетворяют внутреннему стандарту безопасности "Active Safety", принятому в ABB.


MBARI: глубоководный исследовательский аппарат Tiburon

Беспилотный глубоководный аппарат Tiburon, разработанный в океанографическом институте MBARI (Monterey Bay Aquarium Research Institute), содержит несколько контроллеров, объединенных бортовой сетью, и центральный компьютер, работающий под управлением операционной системы VxWorks. Центральный компьютер управляет контроллерами и обменом данными между аппаратом и кораблем поддержки по волоконно-оптическому кабелю, на другом конце которого также установлена VxWorks-система, распределяющая данные с датчиков и видеокамер Tiburon'а по рабочим местам операторов на борту корабля поддержки.


ESA: микроспутник PROBA

Операционная система реального времени VxWorks, разработанная компанией Wind River, осуществляет управление первым полностью автоматическим спутником Европейского Космического Агентства PROBA (Project for On-Board Autonomy), практически избавив наземные службы от необходимости контролировать работу спутника. Разработчик программного обеспечения спутника компания Spacebel выбрала VxWorks в качестве бортовой операционной системы из-за ее эксплуатационной надежности и уже проверенной в космических полетах эффективности.

Операционная система реального времени VxWorks осуществляет управление всеми бортовыми устройствами и научной аппаратурой, установленной на спутнике. Новые версии ОС могут загружаться в бортовой компьютер спутника по мере их появления непосредственно в полете, по радиоканалу. В VxWorks реализована технология "incremental linking" (компоновка "с приращением", позволяющая существенно ускорить процесс в тех случаях, когда в исходные файлы вносятся лишь незначительные изменения) компании Wind River.

В настоящее время микроспутник PROBA находится на околоземной орбите высотой 600 км. Он призван продемонстрировать возможность автономного управления спутником, а также обеспечить мониторинг земной поверхности. Основным научным инструментом, установленным на борту спутника, является компактный спектрометр высокого разрешения CHRIS (compact high-resolution imaging spectrometer), предназначенный для получения снимков земной поверхности высокого разрешения, в том числе изображений одного и того же района под разными зенитными углами. Полученные данные автоматически передаются на приемную станцию, расположенную в г. Редю (Бельгия).